#полезное_от_restik
1 января 2020 года
Picture by Sonnie Hiles on Unsplash
Сегодня в ресторанном сообществе активно обсуждаются грядущие изменения в статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Эта статья регламентирует продажу алкоголя на предприятиях общественного питания, и любые ее изменения автоматически затрагивают жизнь десятков тысяч ресторанов, кафе, баров, сотен тысяч их работников и миллионов посетителей.
Ни для кого не секрет, что в выручке любого предприятия общественного питания алкоголь занимает важное место. В классических ресторанах доли продаж алкоголя составляют 20–30%, а в барах могут доходить и до 80–90%. Любые ужесточения правил его продажи в сегодняшней непростой финансово-экономической ситуации ставят рестораны на грань выживания, а полный запрет реализации неминуемо ведет к закрытию. Люди во всем мире привыкли, что ресторан — это место, где кормят и наливают. Даже самые закоренелые трезвенники согласятся с тем, что, выбирая ресторан с алкогольной картой или без нее, подавляющее большинство граждан выберет первый вариант, во всяком случае, если речь идет об ужине, а не о перерыве на бизнес-ланч.
Государство постоянно говорит о поддержке малого бизнеса и об отмене мешающих ему законов. Слова о регуляторной гильотине в начале года прозвучали из уст Председателя Правительства. Каково же было всеобщее удивление, когда появился странный законопроект, нарушающий всю логику развития ресторанного бизнеса в стране. Формально он звучит не страшно. Предлагается запретить торговать алкоголем (напомним, что к алкоголю в России относят и пиво) в барах и ресторанах, в которых площадь торгового зала менее 20 м2 и которые находятся в многоквартирных жилых домах (а к таковым относятся дома, где есть более чем одна квартира). Тут, кстати, не лишне будет напомнить, что 10–15 лет назад в России начался массовый снос всех мини-маркетов и массовое «переселение» их на первые этажи жилых домов. Выкупались квартиры, которые позже превращались в те самые капельницы и разливайки. Государство изначально само поощряло подобный переезд, предлагая ускоренную процедуру переоформления квартир из жилого фонда в нежилой.
Благодаря этому сегодня в стране достаточно много баров, располагающихся в подвалах и на первых этажах многоквартирных домов на площади менее 20 м2, и поэтому очевидно, что действие законопроекта их затронет. Кроме того, в случае принятия закон обретет ярко выраженный политический оттенок, ведь уже сегодня разработчики законопроекта предлагают передать право определения конкретной цифры метража на уровень региональных и (по традиции) муниципальных властей, а значит, любой мэр или губернатор получит возможность увеличивать метраж в зависимости от даты приближающихся выборов и желания понравиться своим избирателям — найти жильцов, которые поддержат существование в своем доме общепита, потенциально грозящего шумом, крысами, тараканами и запахами, достаточно сложно. Впрочем, в законопроекте важнее другое. Сегодня практически все внимание ресторанной общественности сосредоточено на той части статьи, где речь идет о пресловутых двадцати метрах.
В случае принятия этот пункт будет звучать следующим образом: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции».
В действующей редакции закона фраза эта заканчивается словами: «за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».
Нетрудно заметить, что в новой редакции речь идет не о многоквартирных домах и не о помещениях с площадью, выраженной в квадратных метрах, а о любых ресторанах, барах, кафе, расположенных в любой точке города или области.